Хорватия и Черногория: «на вкус и цвет…»

Природа Черногории

Путешествие

- Вы в курсе, что ваша виза закончилась?
- Да, конечно. Завтра заканчивается виза, вот — мы и выезжаем.
Пауза. Хорватская пограничница смотрит на меня через окно с лёгкой улыбкой. Щелчок, и в моём паспорте красуется штамп о выезде — нового, «евросоюзного» образца.
- Для нас это была большая честь. Счастливого пути!

Не помню точно фразу на хорватском, которую произнесла пограничница, но смысл был именно такой: «Для нас это была большая честь». Спасибо, что приехали, и отдельное спасибо, — что уезжаете. Пограничный пункт Карасовичи между Хорватией и Черногорией, что-то около девяти вечера. Ещё пятнадцать минут ожидания, пока пройдёт очередь паспортов к окошку, и наш автобус едет дальше, в соседнюю страну.

Позади остаётся фирма, которую мы с женой открыли в Сплите, кошка с пятью котятами, оставленная на передержку хорватской девушке с русским именем Наташа, уютный домик у моря со съёмной квартирой, привычный уже лениво-размеренный далматинский уклад жизни с вечными кафичами, ресторанами на набережной и в старом городе, путешествия по островам и местные приятели, которые до сих пор не могут взять в толк, — что я, русский, делаю в Хорватии.

Мои московские друзья постоянно спрашивают при встрече: «Ну как там — в Черногории?» В Хорватии, френды. Я живу в Хорватии. Для большинства россиян это практически одно и то же. Какая разница? Разница есть. В чём-то она почти неуловима, в чём-то — явно бросается в глаза. Вот именно об этом — о сходстве и различиях — я и хочу рассказать, кому интересно.

Различия становятся видны уже с автобуса. Черногорский автобус сообщением Сплит-Улцинь сразу же напомнил нам с женой бессмертную фразу: «Вози, Мишко!» Кто смотрел этот шедевр югославского кинематографа — «Ко то тамо пева«, тот меня поймёт. Кто не смотрел, — скачайте на торрентах в русском переводе и посмотрите: удивительная душа Сербии (как, впрочем, и всей бывшей Югославии, в той или иной степени) и поистине собирательный образ Балкан; Кустурица не придумал ничего нового, всё это до него уже было… Так вот: наш автобус был хоть и слегка поновее, но водилы — именно те.

Кстати, имейте в виду: если билет на этот автобус вы можете приобрести в кассе за хорватские куны, то за багаж вам придётся заплатить 1 евро — водилы наотрез отказываются брать куны, им по барабану, что ты на территории Хорватии. Хорошо, что в кошельке у жены завалялось несколько евро в центах, иначе пришлось бы бегать по обменникам за пять минут до отправления автобуса. Добро пожаловать на Балканы. »Вози, Мишко!»

Десять вечера, проезжаем первый населённый пункт после границы: Херцег-Нови. Черногорские полицейские в пафосной форме с белыми ремнями и фуражками что-то терпеливо объясняют итальянской семье возле их машины, — видать, нарушили. После шести часов в автобусе без кондиционера со скрипучими сиденьями смотришь на окружающую действительность скептически: обилие рекламных щитов на дорогах по сравнению с Хорватией расценивается как явный минус. Вывески на сербской кириллице, дизайн — «а ля девяностые в Анапе». И кругом — стройки, новостройки, частные пристройки и масштабные объекты, — просто-таки строительный бум. О плюсах и минусах приобретения недвижимости в Черногории я постараюсь рассказать позже, а пока — первое впечатление: в Хорватии такого нет.

Одиннадцать с чем-то: автобус явно опаздывает от графика. Водилы не дают скучать, усиливая дежа вю, связанное с уже упомянутым фильмом. Проезжаем Бока-Которский залив. И вот тут — вопросов нет. Красота! Город Котор с красивейшей крепостной стеной и средневековыми улочками старого центра вселяет надежду: может, не всё так уж и плохо? Обилие туристов, яркая иллюминация, кафичи и рестораны — ну, почти что Сплит… Через полчаса ощущение исчезает: абсолютная темнота по дороге, местность явно сельская. Периодически возникающую в голове мысль о близости Албании компенсируют только американцы в автобусе: ну они-то точно не стали бы лететь сюда на отдых через океан, если бы оно того не стоило?.. До нашей цели — города с алкогольным названием Бар — ещё далеко: вместо заявленных 0:15 приедем в час ночи, не раньше. Первое знакомство с Черногорией прошло с переменным успехом, для первого раза достаточно.

Что, почём и как

Билет на автобус от Сплита до Бара — 203 куны с человека (курс — 5,9, т. е. 1198 руб.).

Стоимость провоза багажа — 1 евро за чемодан (куны не прокатят).

Автобус ходит три раза в неделю — пон., ср., пт; отправление из Сплита в 16:00. Билеты лучше брать заранее, т. к. в сезон туристов полно, свободных мест нет. Будьте готовы к отсутствию кондиционера и не особо чистому салону.

Остановка в пути только одна — в Боснии (да, после Дубровника два раза пересекаешь «смешную» границу с Боснией и Герцеговиной). Из автобуса выходить не надо, по салону ходит пограничник и проверяет документы: российские паспорта не забирают на проверку, смотрят и возвращают сразу. После границы на остановке можно за 20 минут перекусить в кафе, купить воды в супермаркете, «покурить и оправиться». Принимают евро и марки БиГ. Не забудьте сфоткаться на фоне морского заката и сделать чек-ин на Фейсбуке, Босния и Герцеговина — это весело.

(Продолжение следует).

There are no comments yet.

Reply